Формула-1 стремится усовершенствовать формат спринт-гонок, поскольку руководители и владельцы команд пришли к мнению, что текущие правила не обеспечивают должного зрелища. Было выдвинуто несколько предложений по радикальному обновлению формата с целью повышения интереса болельщиков. В частности, обсуждается идея ввести в субботней гонке инвертированный стартовый порядок, то есть лидер чемпионата стартовал бы последним. Также рассматривается вариант начислять очки не только за первые восемь мест, но и за финишировавших ниже. Другой важной деталью может стать увеличение дистанции спринта для обеспечения более длительной и интригующей борьбы. Руководство намерено тщательно проанализировать все поступившие предложения с целью внедрить наиболее эффективные изменения к началу следующего сезона.
На Гран-при США в минувшем уикенде Формула-1 в очередной раз провела экспериментальную короткую спринтерскую гонку в субботу. Однако она вышла весьма скучной для зрителей: лидеры с первого поворота не меняли позиций, а борьба в середине и хвосте пелетона практически отсутствовала.
Лидеры Мерседеса и Ред Булл быстро оторвались от призёров, не дав шансов на борьбу за победу. Позади темп лидеров также оказался слишком высок, и пилоты средних команд оказались не в состоянии выдержать темп лидеров и поугрожать их местам даже на короткой дистанции гонки. Отсутствие обгонов и скольжений позволило лидерам уверенно добраться до финиша без изменений в протоколе. Такая спринтерская гонка не принесла ожидаемого зрелища болельщикам.
Критика
Формат спринтерской гонки по итогам Гран-при США подвергся жесткой критике. Несмотря на ожидания руководства, продажи билетов на субботний заезд оказались значительно ниже заявленных показателей. Это говорит о том, что болельщики не проявили достаточного интереса к гонке, которая не принесла ожидаемого зрелища из-за отсутствия борьбы. Фактически, спринт опроверг своё назначение – создать дополнительное шоу для зрителей. Результаты посещаемости и качества гонки только подтвердили распространённую в среде фанатов точку зрения: текущий формат спринтерских уик-эндов нуждается в серьёзной переработке, чтобы обрести популярность. Если проблемы на американском этапе не были одиночным случаем, руководство Ф1 вполне может отказаться от этого эксперимента в целом.
Готовые предложения
Идея отказаться от спринтерских гонок полностью не пользуется большой популярностью в паддоке. Большинство склоняются к мнению, что здесь нужны серьёзные изменения формата для его улучшения. Уже обсуждаются конкретные варианты реформирования.
Один из возможных вариантов – ввести отдельный зачет чемпионата среди пилотов именно для субботних гонок. Суть идеи заключается в том, чтобы очки, набранные в спринтах, не учитывались в основном зачете чемпионата мира Формулы-1. Такая система позволила бы избежать ситуации, когда победа в спринте на Гран-при Катара обеспечила Ферстаппену досрочное чемпионство. Отдельный зачет создал бы больше мотивации для борьбы в спринтах, не влияя на гонку за титул.
Другая обсуждаемая идея, направленная на придание большей значимости спринтерским гонкам, состоит в привлечении спонсоров, обеспечивающих отдельные призовые фонды. Предлагается, что победитель субботней гонки мог бы получать вознаграждение порядка 1 миллиона долларов. Такая щедрая финансовая мотивация, безусловно, заставила бы гонщиков воспринимать короткие заезды гораздо серьезнее. Ведь шанс заработать столь крупную сумму денег за один уик-энд поспособствовал бы накалу борьбы. Призовой фонд в 1 миллион долларов стал бы отличным стимулом для пилотов максимально сосредоточиться на достижении высокого результата именно в спринте.
Среди обсуждаемых предложений по улучшению формата спринтов вновь появилась идея ввести инвертированный стартовый порядок, так называемую реверсивную решетку. Ранее данный подход отвергали как слишком радикальный, но теперь он снова рассматривается всерьез. Предлагается разворачивать на старте от десяти гонщиков, занявших последние места по итогам квалификации, до полной инверсии всего пелотона. Приоритет отдавался бы использованию общего зачета, но можно было бы задействовать и показатели квалификации с условием, чтобы пилотам всегда было выгодно максимально сражаться. Такая схема гарантировала бы непредсказуемость стартовых позиций и больше борьбы в спринте.
Идея пересмотра формата спринт-гонок получила новый импульс, что подтвердил руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер во время Гран-при в Остине. Он отметил необходимость повышения фактора непредсказуемости, например, вариантом разворота первой десятки пилотов на старте. По мнению Хорнера, необходимо также увеличить количество начисляемых очков, чтобы у гонщиков появилась дополнительная мотивация к активной борьбе за них в спринтерских заездах. Так глава Red Bull поддержал позицию о важности радикальной переработки существующего формата.
Зачем сохранять?
Позиция Тото Вольффа, руководителя команды Mercedes, относительно спринт-гонок остаётся скептической. Он отметил, что в своём подходе к гонкам придерживается консервативных взглядов. По мнению Вольффа, проще вовсе отказаться от субботних заездов, чем постоянно вносить в них изменения, поскольку искусственно создавать интригу по субботам – не лучший путь. Реверсивная решётка может обеспечить зрелищность в молодёжных сериях, но не обязательно подойдёт для Формулы-1. В связи с этим Вольфф предложил вместе с руководством Ф1 тщательно обдумать варианты, наиболее целесообразные для развития данного вида автогонок.
Какие идеи поступают от болельщиков?
Существует несколько вариантов, которые могут быть наиболее целесообразны для развития Формулы-1. Сохранение традиционного формата уик-энда, когда квалификация проходит в субботу, а гонка – в воскресенье. Такой подход даст больше времени командам на подготовку машин к заездам и поможет избежать искусственной интриги.
Также важно увеличивать призовой фонд для команд, что стимулировало бы инвестиции в развитие и технологический прогресс. Это позволит повысить уровень соревновательности.
Стоит рассмотреть упрощение регламента в части аэродинамики, чтобы облегчить возможность обгонов и интенсифицировать борьбу на трассе. Расширение календаря Формулы-1 также могло бы быть полезным за счет добавления популярных трасс в новых регионах мира. Вместе с тем важно ужесточать лимиты бюджета команд ради большего равенства их возможностей.
Формула-1 должна сосредоточиться на устойчивом развитии и экологичности, постепенно перейдя на электрогибриды и электромобили в долгосрочной перспективе. Кроме того, развитие цифровых технологий поможет приблизить Ф1 к молодой аудитории и повысить привлекательность этого вида автоспорта.